Сборочные единицы и детали трактора/бульдозера Т-170/Б-170
Кривошипно-шатунные механизмы Т170
Рис. 13 Кривошипно-шатунный механизм пускового двигателя Т-170
Поз.
|
Наименование
|
Артикул
|
Кол-во в сборке
|
Входит в сборку
|
0
|
Болт с гайкой
|
17-03-111СП
|
2 | 03740СП |
0
|
Кривошипно-шатунный механизм
|
17-03-5СП
|
1 | _ |
0
|
К-Т поршневых колец ПД
|
03712СП
|
1 | _ |
0
|
Маховик
|
17-03-103СП
|
1 | _ |
0
|
Шатун
|
03740СП
|
1 | 03427СП |
0
|
Шатун
|
03427СП
|
2 | _ |
1
|
Вкладыш
|
А23.01-5403
|
2 | _ |
2
|
Шатун
|
03344
|
1 | 03740СП |
3
|
Втулка
|
03148
|
1 | 03427СП |
4
|
Заглушка
|
03159
|
4 | _ |
5
|
Поршень
|
03349-1
|
2 | _ |
6
|
Кольцо поршневое маслосъемное
|
03351
|
2 | _ |
7
|
Кольцо поршневое комрессионное
|
03350
|
6 | _ |
8
|
Палец поршневой
|
03158
|
2 | _ |
8
|
Палец поршневой
|
03158-1
|
2 | _ |
9
|
Болт шатунный
|
03346
|
4 | 17-03-111СП |
10
|
Шпонка
|
34126
|
1 | _ |
11
|
Вал коленчатый
|
03341
|
1 | _ |
12
|
Шпонка
|
3423
|
1 | _ |
13
|
Подшипник
|
211АК
|
1 | _ |
14
|
Подшипник
|
45804
|
1 | 17-03-5СП |
15
|
Заглушка
|
03134
|
1 | _ |
16
|
Прокладка
|
40301
|
1 | _ |
17
|
Шайба
|
03176
|
1 | _ |
18
|
Пластина
|
17-03-16
|
2 | _ |
19
|
Болт
|
М6Х16.58.019
|
4 | _ |
20
|
Гайка
|
03144
|
1 | _ |
21
|
Шайба
|
31100
|
1 | _ |
22
|
Винт В.М8-8qх12.14Н
|
В.М8-8qХ12.14Н
|
2 | 17-03-103СП |
23
|
Венец маховика
|
17-03-3
|
1 | 17-03-103СП |
24
|
Маховик
|
17-03-2
|
1 | 17-03-103СП |
25
|
Шплинт
|
3,2Х20
|
2 | 03427СП |
26
|
Гайка
|
3082
|
2 | 17-03-111СП |
27
|
Крышка шатуна
|
03345
|
1 | 03740СП |
28
|
Вкладыш
|
А23.01-5404
|
2 | _ |
29
|
Подшипник
|
210АК
|
1 | _ |
30
|
Кольцо
|
03174
|
1 | _ |
31
|
Шестерня
|
03356
|
1 | _ |
32
|
Шайба
|
03142
|
1 | _ |
33
|
Пластина
|
3199
|
1 | _ |
34
|
Болт
|
М8Х20.58.019
|
2 | _ |
Продуктивность и надежность с кривошипно-шатунным механизмом Б-170
Кривошипно-шатунный механизм пускового двигателя, устанавливаемого на трактор Т-170, представляет собой один из ключевых узлов, обеспечивающих эффективную работу всей системы запуска. Его основная задача — преобразование возвратно-поступательного движения поршня в вращательное движение коленчатого вала. Это движение, в свою очередь, используется для запуска основного дизельного двигателя, особенно в условиях, когда электрический запуск невозможен или малодоступен. Работа механизма начинается с подачи топливной смеси в цилиндр, где под воздействием воспламенения создается давление, толкающее поршень. Благодаря соединению поршня с шатуном и последующему взаимодействию с кривошипной частью коленчатого вала, создается крутящий момент. Он передаётся на маховик основного двигателя, обеспечивая его вращение до момента самозапуска. Это один из самых нагруженных этапов в работе пускового двигателя, и от исправности кривошипно-шатунного механизма напрямую зависит эффективность и стабильность всего процесса.
Конструктивно узел включает в себя несколько компонентов, которые работают в тесной механической связи. Это и сам коленчатый вал, и шатун, и поршень с пальцем, а также подшипники, втулки и другие сопряженные элементы. Каждый из них подвергается высоким нагрузкам в момент сгорания топлива и должен выдерживать давление, возникающее в цилиндре. Износ хотя бы одного элемента, будь то шатунный подшипник или палец, может привести к вибрациям, потерям мощности или даже к заклиниванию двигателя. Поэтому своевременная диагностика и замена деталей крайне важны. Особого внимания требует правильная сборка и балансировка коленчатого вала. Малейшее отклонение от оси вращения или неравномерное распределение массы может вызвать дисбаланс, что чревато разрушением узла. Кроме того, необходимо контролировать зазоры в подшипниках, наличие задиров на рабочих поверхностях и общее состояние сопряжений. При капитальном ремонте пускового двигателя обязательно проводится ревизия кривошипно-шатунного механизма, и при необходимости производятся замены деталей либо шлифовка шеек вала под ремонтный размер.
Пусковые двигатели, применяемые на тракторах Т-170, особенно часто эксплуатируются в условиях пониженных температур, что накладывает дополнительные требования к прочности и износостойкости узла. Холодный запуск сопровождается повышенным трением и сопротивлением, особенно в первые секунды вращения. В этих условиях детали механизма испытывают максимальные нагрузки. Именно поэтому важно использовать только качественные запасные части, соответствующие заводским стандартам.